
В 2025 году компания Mercedes-Benz представила разработку, которая может изменить правила игры в сфере транспортных технологий: автомобильную краску, способную генерировать электроэнергию от солнечного света. Эта инновация сочетает функции декоративного покрытия и фотогальванического генератора, открывая новую эру в энергонезависимом автотранспорте.
Как работает «солнечная краска»?
Эта технология основана на перовскитовых солнечных элементах нового поколения, которые имеют более высокую эффективность по сравнению с традиционными кремниевыми панелями и могут быть нанесены как тонкий слой на любую поверхность — включая изогнутые кузовные панели автомобиля. Эти элементы интегрируются в специальный химический состав краски, которая наносится обычным методом лакокрасочного покрытия.
Основные характеристики:
- Генерация до 2–4 кВт·ч электроэнергии в день (в зависимости от погодных условий и площади кузова).
- Работает даже в облачную погоду благодаря высокой чувствительности к диффузному свету.
- Срок службы более 10 лет с постепенным снижением эффективности.
Для чего эта технология нужна автотранспорту?
Энергия, которую генерирует эта краска, не предназначена для замены основного двигателя (по крайней мере, на нынешнем этапе), но ее более чем достаточно для:
- Подзарядки аккумуляторов на электрических или гибридных автомобилях.
- Питания кондиционеров, холодильного оборудования, мультимедийных систем или навигации.
- Обеспечения питания в случае простоя или стоянки автомобиля без использования основного аккумулятора.
Преимущества для логистики и грузового транспорта
Для транспортных компаний, особенно в условиях высоких цен на энергоносители, эта технология может стать ключевым фактором экономии и конкурентного преимущества. Она предлагает:
- Снижение эксплуатационных затрат. Благодаря генерации собственной электроэнергии снижается нагрузка на основной аккумулятор и уменьшается расход топлива в гибридных моделях.
- Энергонезависимость на маршрутах. Фура, которая останавливается для отдыха водителя, сможет использовать энергию от краски для автономного питания холодильника, освещения или охранной системы.
- Уменьшение углеродного следа. Интеграция такой краски на большом количестве грузового транспорта позволит снизить выбросы CO₂ — что является важной составляющей экологической политики ЕС.
Когда ждать массового внедрения?
В Mercedes-Benz заявили, что технология уже проходит финальные тесты на прототипах электрических грузовиков и фургонов. Ожидается, что первые коммерческие модели с «солнечной краской» будут выпущены в 2027 году, сначала — в сегменте городского распределительного транспорта, а затем — и на междугородних магистральных тягачах.
В долгосрочной перспективе компания планирует сотрудничество с производителями полуприцепов и контейнерных платформ, чтобы максимально увеличить площадь для генерации энергии — например, через покраску крыш прицепов.
Перспективы развития
Интерес к технологии проявили также другие автопроизводители — в частности Hyundai, Volvo Trucks и BYD, которые рассматривают возможность лицензирования этой технологии. Аналитики прогнозируют, что к 2030 году более 15% коммерческого транспорта в Европе может быть оснащено подобными решениями.
Краска, которая производит электроэнергию, — это не только креативная идея, но и технически зрелое решение, способное радикально изменить концепцию энергопотребления в транспортной логистике. Она открывает новые возможности для снижения затрат, энергонезависимости и экологической ответственности — трех ключевых факторов, формирующих будущее отрасли.
Читайте также: Нарушения таможенного законодательства в Украине: аналитика за январь–апрель 2025 года