
Норвегия стала пионером в совершенствовании инфраструктуры для тяжелого транспорта, внедрив масштабные изменения, которые существенно влияют на логистику и экологию. С декабря 2020 года эта скандинавская страна предоставила расширенный доступ для удлиненных грузовиков (длиной до 25,25 метра и массой до 60 тонн) к новым транспортным коридорам. Если раньше они могли двигаться только по 5 150 км основных автодорог, то теперь для них открыто более 55 000 км специализированных маршрутов, в том числе тех, что используются для перевозки леса.
В 2025 году в Норвегии вводят специальные "полосы интенсивного движения" (tungtrafikkfelt), предназначенные исключительно для автобусов и грузовиков с полной массой свыше 7,5 тонн. Ранее подобные участки уже были созданы в районе Фредрикстада и на трассе E6 возле Осло. Теперь власти утвердили третий участок — трассу E18 между Аскером и Хольменом.
Почему это важно?
С каждым годом потребность в эффективном движении тяжелого транспорта растет. Внедрение выделенных полос для транспорта свыше 7,5 тонн в Норвегии является передовым решением, которое поможет избежать перегрузки дорог и повысит общую эффективность логистики.
Этот шаг направлен не только на повышение эффективности логистики, но и на значительное снижение выбросов CO₂, сокращая количество рейсов и нагрузку на дороги. Такой подход становится примером для других стран, стремящихся сочетать экологические цели с экономической эффективностью.
Подобные инициативы в мире: опыт других стран
Швеция и Финляндия
Швеция и Финляндия также экспериментируют с использованием удлиненных грузовиков. В Финляндии разрешено движение транспортных средств длиной до 34,5 м, что является одним из самых высоких показателей в Европе. Это позволяет сократить количество рейсов и расход топлива.
Австралия — дороги для "автопоездов"
Известные своими "road trains" (автопоездами), которые могут достигать длины более 50 м, австралийские трассы в удаленных регионах имеют специально укрепленное покрытие. Эти дороги созданы для движения гигантских грузовиков, которые перевозят ресурсы из шахт и ферм к портам.
Канада — специальные коридоры для лесовозов
В лесистых районах Канады, особенно в провинции Британская Колумбия, существуют сезонные маршруты для тяжелых лесовозов. Эти маршруты тщательно контролируются по нагрузке на ось, а также по погодным условиям, которые могут влиять на безопасность перевозок.
Германия — тестирование электрических грузовиков на специальных полосах
В Германии на отдельных автобанах тестируются электрифицированные полосы (eHighways), где грузовики с электропантографами могут заряжаться во время движения. Это пока что пилотный проект, но он открывает перспективы для устойчивого транспорта.
США — грузовые коридоры в мегарегионах
В США активно внедряется концепция "freight corridors" — отдельных маршрутов для перевозки товаров между портами и логистическими центрами. В штате Калифорния, например, строятся многополосные автострады с отделенными секциями для коммерческого транспорта.
Читайте также: Таможенное законодательство Украины — гармонизация с ЕС