
С 1 июля 2025 года в Словакии вступает в силу обновлённая модель расчёта платы за проезд грузового транспорта, которая затронет всех перевозчиков, работающих или транзитом пересекающих страну. Новая система будет учитывать не только километраж, как раньше, но и структурные характеристики транспортных средств — экологический стандарт Euro и количество осей.
Что изменится в Словакии?
Эти изменения направлены на то, чтобы сделать тарифную систему более справедливой и стимулирующей. Основные особенности:
- Дифференциация по экологии: чем выше экологический класс автомобиля (например, Euro 6), тем ниже коэффициент тарифа.
- Учет износа дорог: больше осей — выше нагрузка на инфраструктуру, соответственно, выше и плата.
- Стимул к обновлению автопарка: компании, использующие устаревшие грузовики, будут заинтересованы в переходе на современные модели.
- Маршрутное планирование: новые правила могут привести к пересмотру привычных маршрутов с целью оптимизации затрат.
Реформа соответствует общеевропейской стратегии «Зелёного курса» — сокращению выбросов, модернизации транспорта и бережному отношению к инфраструктуре.
А как дела обстоят в других странах ЕС?
С декабря 2023 года введён дополнительный компонент к дорожному тарифу — углеродный сбор (CO₂-Aufschlag). Чем выше выбросы CO₂ у грузовика, тем выше плата за проезд. Электротранспорт временно освобождён от сборов.
С 2024 года тарифы зависят от веса, экологического стандарта и времени суток. В часы пик плата увеличивается. Это один из способов борьбы с заторами.
Система GO-Maut включает такие параметры, как тип двигателя, уровень шума, выбросы. Для электрогрузовиков действуют скидки. Часть собранных средств идёт на развитие инфраструктуры и экологические проекты.
Украина: шаги к справедливой и цифровой модели
Украина пока находится на стадии переходной модернизации дорожной тарифной системы для грузового транспорта.
- В настоящий момент используется модель акцизов и дорожного сбора при регистрации, а не система платных дорог.
- С 2023 года обсуждаются планы по внедрению электронной оплаты проезда и GPS-контроля, по образцу стран ЕС.
- Идут пилотные проекты по мониторингу грузопотока, в частности на приграничных пунктах и в ключевых логистических зонах.
- Стратегия реформ предполагает переход от модели «все платят за всех» к принципу «пользователь платит за использование» — с расчётом по фактическому движению.
Общие европейские тенденции
Грузовой сектор в Европе постепенно реформируется на основе трёх ключевых принципов:
- Экологичность — кто больше загрязняет, тот больше платит.
- Справедливость — чем больше ущерб инфраструктуре, тем выше тариф.
- Прозрачность и цифровизация — автоматический учёт, GPS-трекинг, отсутствие бумажной волокиты.
Словакия встраивается в общеевропейский курс, а её новая тарифная модель — это не просто локальная мера, а часть общего вектора на ответственный и устойчивый транспорт будущего.
Читайте также: Испания планирует запретить курение в служебном транспорте: грузовики и фургоны под прицелом нового антитабачного закона