
В апреле 2025 года Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейская комиссия (ЕК) объявили о выделении €50 млн на модернизацию ключевых железнодорожных пограничных переходов Украины с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией в рамках инициативы EU–Ukraine Solidarity Lanes.
Что профинансируют:
- Ремонт и расширение путей: Восстановление изношенных рельсовых участков у границы, что позволит увеличить скорость движения до 70 км/ч и улучшить грузопоток.
- Перенос зон весовых проверок: Перемещение инспекций в логистические коридоры с целью разгрузки пропускных пунктов.
- Реконструкция интермодальных терминалов: Включая установку кран-балок (gantry cranes) для ускорения перегрузки между вагонами и контейнерами.
- Модернизация весовых пунктов: Автоматизация систем, которые позволят ускорить пропуск вагонов — минимизировать задержки и человеческий фактор.
Стратегические цели:
- Увеличение скорости транзита: Модернизированные участки позволят устранить узкие места, особенно в рамках Solidarity Lanes, которые с 2022 года обеспечили экспорт 183 млн тонн товаров, из них 92 млн тонн агропродукции.
- Поддержка экспорта Украины: Грузы станут двигаться более эффективно благодаря ускоренному движению и новым логистическим узлам.
- Углубление евроинтеграции: Проект способствует переходу к европейским стандартам железнодорожной инфраструктуры (ремонт на границе, улучшение систем сигнализации).
- Защита транспортной безопасности: Обеспечение бесперебойного сообщения в кризисные и экстренные ситуации с учетом климатических и геополитических вызовов.
Экономический и инфраструктурный резонанс:
- Улучшение пассажирских перевозок: Модернизированные пути и контрольные точки будут обслуживать как грузовые, так и пассажирские поезда.
- Содействие транзитным потокам: Украина становится более привлекательной транзитной платформой через Европу: страна уже имеет аналогичные проекты со Словакией, Венгрией, Румынией.
- Поддержка от ЕС: €50 млн от ЕИБ — это лишь часть масштабного финансирования: ранее ЕИБ выделил €100 млн в 2022 году на срочные ремонты, а общая сумма поддержки достигает €150 млн в рамках Ukraine Facility.
Долгосрочная перспектива:
Евроколийный мост — нынешний проект — первый шаг к масштабной сети евроколии в Украине. Ранний трафик между латвийскими и польскими направлениями уже прокладывает стандартную колею ЕС в Чопе — Ужгороде с 2024 года.
Интеграция с TEN‑T: Проект усиливает позицию Украины в Трансъевропейской транспортной сети (TEN‑T), закладывая основу для свободного коридора без узких мест.
Совместная программа от ЕИБ и Европейской комиссии по модернизации железнодорожной инфраструктуры на границе с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией — это не просто инвестиция в рельсы. Это стратегический сигнал для полной интеграции украинских логистических цепочек в рынок ЕС, сокращения времени доставки, повышения эффективности и укрепления транспортной безопасности государства.
Читайте также: На автодороге Т-16-07 Измаил – Килия – Вилковое завершается капитальный ремонт моста через канал Кофа