На румынском направлении официально начала работу цифровая система контроля въезда и выезда EES (Entry/Exit System) — важный элемент новой пограничной инфраструктуры ЕС. Она должна повысить скорость, безопасность и точность фиксации пересечений границы гражданами третьих стран, в том числе Украины. Для логистических компаний это означает новый этап цифровизации перевозок, который повлияет на планирование времени в пути и организацию международных рейсов.
Внедрение EES на румынской границе происходит поэтапно. С 10 декабря система начала работать в пунктах пропуска «Дяковцы – Раковец», «Красноильск – Викову-де-Сус» и «Дяково – Халмеу». В этих локациях уже собираются установочные и биометрические данные всех, кто въезжает или выезжает с территории Румынии. Пункт пропуска «Порубное – Сирет» будет подключен к системе 9 января 2026 года, а остальные румынские КПП присоединятся к EES 10 марта 2026-го. Напомним, что в «Солотвино – Сигету-Мармаției» система работает с 12 октября, став одним из первых румынских пунктов цифровой регистрации.
Процедура EES чётко регламентирована и максимально автоматизирована. При первом пересечении границы гражданин третьей страны проходит сканирование паспорта, фотографирование и снятие отпечатков пальцев (кроме детей младше 12 лет — их отпечатки не берутся). Эти данные формируют индивидуальный цифровой профиль. При последующих пересечениях система сверяет информацию автоматически, что значительно сокращает время обработки.
Важно, что внедрение EES не меняет юридического порядка пересечения границы. Паспортный контроль осуществляется в обычном режиме, а сама система работает как инструмент ускорения и более точного учета пребывания иностранцев в странах ЕС. Для перевозчиков это означает, что формальные требования остаются прежними, однако время прохождения контроля на начальном этапе может увеличиться из-за технических процедур создания профилей.
В долгосрочной перспективе EES станет ключевой частью концепции «умных границ» Европейского Союза. Система позволит уменьшить влияние человеческого фактора, минимизировать задержки, обеспечить эффективный учет дней пребывания в Шенгенской зоне и повысить уровень безопасности транспортных потоков. Для логистического сектора это особенно важно: более точная аналитика перемещений, предсказуемость времени прохождения КПП и цифровые процедуры могут положительно повлиять на стабильность международных перевозок.
Поскольку Украина активно увеличивает объемы экспорта и транзита через Румынию, цифровизация границ имеет стратегическое значение. Перевозчикам стоит учитывать нововведения при планировании маршрутов, информировать водителей об особенностях первого прохождения EES и закладывать дополнительное время до завершения переходного периода.
EES на других границах Украины: где уже работает или скоро заработает
Польша
Польша входит в первую волну стран, активно готовящихся к полному запуску EES. Система должна заработать во всех наземных КПП на границе с Украиной одновременно с общеевропейским стартом — в 2026 году.
Это касается пунктов:
- «Ягодин – Дорогуск»,
- «Краковец – Корчева»,
- «Шегини – Медыка»,
- «Рава-Русская – Гребенне»,
- «Угрынив – Долгобичув»,
- «Грушев – Будомеж»,
- «Смельница – Кросценко».
Польская сторона уже устанавливает оборудование и проводит обучение персонала.
Словакия
В Словакии система EES будет внедряться синхронно с другими странами ЕС. Планируется, что с 2026 года все пункты пропуска:
- «Ужгород – Вышне Немецьке»,
- «Малый Березный – Убля»
Венгрия
Венгрия также входит в число стран, где EES начнёт действовать сразу после официального запуска системы в ЕС. Это касается пунктов:
- «Чоп – Захонь»,
- «Лужанка – Берегшурань»,
- «Вилок – Тисабеч».
Венгерская сторона уже тестирует оборудование для сбора биометрических данных.
Молдова / транзит через Румынию
Поскольку Румыния первой начала этапное внедрение системы, транзит через Молдову с последующим пересечением румынской границы также будет предусматривать цифровую регистрацию в EES.
Что изменится для водителей и логистических компаний?
- Первое пересечение границы займет больше времени, поскольку будет происходить создание цифрового биометрического профиля.
- Все последующие пересечения станут гораздо быстрее — система автоматически сверяет данные.
- Первоначальная фаза внедрения может сопровождаться очередями, поэтому логистам стоит предусматривать дополнительное время в маршрутах.
- Контроль за соблюдением правила 90/180 дней будет автоматическим, что снижает риск просрочки пребывания.
- Общая безопасность транспортных потоков повысится, что важно для международных перевозок.
Система EES — очередной шаг к интеграции европейских цифровых стандартов в сферу таможенного и пограничного контроля. Её полномасштабное внедрение в 2026 году станет важной вехой в развитии современной и безопасной логистической инфраструктуры Европы.
Читайте также: Ужесточение штрафов в Европе с 2026 года: что важно знать водителям грузовиков и логистическим компаниям