
Согласно новым директивам, которые вступят в силу в 2025 году, в Европейском Союзе будет создана единая система признания запрета на управление транспортными средствами. Если водитель лишён прав в одной из стран ЕС, это автоматически будет действовать и в остальных государствах-членах.
Система направлена на усиление безопасности на дорогах и предотвращение ситуаций, при которых водители, лишённые прав в своей стране, продолжают водить, используя водительское удостоверение, выданное в другой стране. Новый механизм также предусматривает создание общей базы данных нарушений, доступной для национальных полицейских и пограничных органов, что позволит оперативно реагировать на трансграничные инциденты.
Кроме того, планируется унификация систем штрафных баллов. Например, во Франции действует система из 12 баллов: за каждое нарушение снимается от 1 до 6 баллов, а при достижении нуля — права аннулируются. В Германии применяется система накопительных баллов во Фленсбурге. Испания уже внедрила цифровой мониторинг штрафов с уведомлением перевозчика через мобильное приложение.
Унификация позволит перевозчикам лучше контролировать поведение своих водителей на международном уровне. Также ожидается внедрение нового образца цифровой водительской карты, которая будет содержать информацию обо всех нарушениях в ЕС, включая предыдущие аннулирования прав, штрафы и накопленные баллы.
Системы штрафных баллов останутся разными, но последствия станут едиными
Это повысит ответственность, особенно среди профессиональных водителей, и улучшит дисциплину в транспортных компаниях.
– Польша: до 24 штрафных баллов (20 для новичков) — лишение прав.
– Германия: 8 баллов, нарушения оцениваются строже.
– Франция: старт с 12 баллов, которые уменьшаются за нарушения.
– Италия: начало с 20 баллов, которые можно восстановить при хорошей езде.
– Испания: старт с 8 баллов, максимум — 15 за безаварийную езду.
– Дания: система «клипов» — три предупреждения за три года = лишение прав.
– Норвегия (не в ЕС): максимум 8 баллов за три года.
– Великобритания (после Brexit): 12 баллов за три года, для новичков — 6 баллов.
Статистика
По данным Европейского совета по безопасности дорожного движения (ETSC), ежегодно в ЕС фиксируется около 4 000 случаев, когда водители, лишённые прав в своей стране, становятся виновниками ДТП в других странах. Ожидается, что централизация баз данных позволит сократить этот показатель на 60% в течение первых трёх лет. В пилотном проекте в Бельгии и Нидерландах количество таких нарушений за год снизилось на 35%. Это свидетельствует об эффективности системы обмена информацией о нарушениях между странами ЕС.
Читайте также: Испания планирует запретить курение в служебном транспорте: грузовики и фургоны под прицелом нового антитабачного закона