
В ответ на увеличившийся поток транспорта на юге страны возле пункта пропуска «Рени – Джюрджулешть» (граница с Молдовой) начато строительство современного логистического хаба с автостоянкой для грузового транспорта. Новый объект предусматривает обустройство до 300 парковочных мест, сервисной зоны, пункта таможенного оформления, камер видеонаблюдения, зоны отдыха для водителей и системы электронной очереди на выезд.
Проект реализуется при участии местных властей, Министерства инфраструктуры Украины и при поддержке международных доноров, в частности Европейского инвестиционного банка и Программы развития ООН (UNDP). Его основная цель — сократить очереди, ускорить пересечение границы и создать комфортные условия для дальнобойщиков, которые сейчас вынуждены ожидать по 2–3 суток под открытым небом без инфраструктуры.
Общая сеть стоянок на трассе Одесса – Рени
С начала введения военного положения на этой стратегически важной трассе было обустроено не менее шести временных или стационарных стоянок для грузовиков, включая участки возле поселков Орловка, Маяки, Тузлы, Сафьяны, а также непосредственно возле КПП «Рени» и «Орловка – Исакча». Их совокупная пропускная способность превышает 1000 грузовых автомобилей. Стоянки функционируют как места накопления транспорта перед пересечением границы и предотвращают перегрузку дорожной сети.
Основные направления грузоперевозок
С начала полномасштабной войны маршрут через Южную Бессарабию (Одесса – Рени) стал ключевым для экспорта украинских товаров, так как морские порты были частично заблокированы или подвергались атакам. В частности, преобладает перевозка:
- сельхозпродукции (зерно, кукуруза, подсолнечное масло),
- металлургического сырья,
- строительных материалов,
- горюче-смазочных материалов.
Грузы направляются в порты Галац и Констанца (Румыния), а оттуда — морским транспортом в Италию, Турцию, Испанию и страны Северной Африки.
Эффект от внедрения стоянок и электронной очереди
Благодаря открытию дополнительных стоянок и пилотному запуску электронной системы очередей (eQueue) на пунктах «Орловка – Исакча» и «Рени – Джюрджулешть» среднее время ожидания сократилось с 60–72 часов до 36–40 часов. По данным Одесской ОВА, транспортный поток на ключевых участках стал более контролируемым, а количество ДТП и дорожных инцидентов на трассе снизилось на 28% в 2023 году по сравнению с 2022-м.
Опыт и статистика
По подсчетам Мининфраструктуры, в 2023 году пункт «Рени – Джюрджулешть» пересекло более 150 тыс. грузовиков, из которых более 60% направлялись в/из стран ЕС. Ожидается, что после запуска полноценного логистического хаба среднее время прохождения границы сократится ещё на 30–40%. В Польше, Венгрии и Словакии аналогичные стоянки уже работают с системами предварительной электронной очереди (eQueue), что позволило сократить заторы на 50–60%.
Читайте также: ЕС вводит новые правила признания запрета на вождение во всех странах-членах